Колонка аналитика «Пионэрской Падлэ» Аккордеона Скрябина "Религиозная карикатура вне закона?!"
Все, наверное, уже слышали о последних волнениях мусульманского мира связанных с публикацией в мелком датском издании «Jyllands-Posten» двенадцати карикатур на пророка Мухаммеда. Что ж, событие так сказать знаковое, но вот значение некоторых пунктов осталось непонятно. А чего в принципе такого уж плохого, ну ведь убивают же русские за карикатуру на главную современную атеистическую святыню царства русского и великага – Путина. А мусульманские газеты столько их нарисовали, что в Интернете можно даже целые галереи увидеть «Великий кормчий Путин» и подпись: made in smallest, but very kind and harmful peace of the world – The Confederation Country Of Great ASIA (TCCOGA). Да и насколько я помню, известный карикатурист Битструп, столь любимый в советской России за активное осуждение фашизма и карикатуры на христианство, умер своей собственной смертью, а не от руки православного мессии. Вопрос конечно сложный, очень сложный даже, и обсуждать его трудно, и стороны никогда не придут к консенсусу, но ведь очень надо прийти…
Начнем с того, что существует всемирно принятый жанр публицистики – карикатура. Обратимся к словарю иностранных слов… КАРИКАТУРА [ит. caricature < caricare - перегружать] – 1) намеренно искаженное, пародийное, подчеркнуто смешное изображение лица или события, обычно графическое; 2) жалкое, смехотворное подобие чего-либо. Очевидно (…очень видно…), что карикатура не может быть, скажем так, совсем уж корректной. В корректной карикатуре, скорее всего, потеряется смысл и пропадет та толика юмора, на которой держится жанр. В этом ее смысл. Значит, существует два отношения к карикатуре в целом: 1) карикатура это хорошо и можно; 2) карикатура это плохо и нельзя. Либо воспринимать ее как жанр, либо отрицать.
Карикатура живет, и будет жить, пока к ней относятся терпимо. К примеру, карикатурой трудно назвать то, что называлось ей в СССР, когда для карикатуры настоящей оставались только подпольные издания, а для тоталитарной карикатуры были определены жесткие рамки, выход из которых означал незаконные действия. Даже темы были определены. Самой популярной, или, лучше будет сказать, одобряемой правительством, была карикатура на США и капитализм в целом – политическая карикатура. И были еще карикатуры обличающие «пороки» советского государства. Индивидуальность, семейную измену, пьянство, безнравственность, аморальность и т.д. Вот честное слово, ну язык не поворачивается назвать это настоящей карикатурой. Ну что за юмор, который прошел тридцать три цензуры?
Невольно задаешься вопросом и сам на него отвечаешь: «Ну, так может только страны третьего мира с неразвитым чувством юмора так реагируют на карикатуру?», «Да, ты прав старина…». Чего вообще обижаться на карикатуру за осмеяние чего-либо, если она вообще для того и создана, она выполняет свое назначение?
Очередной раз убеждаюсь, что призывы мусульманского мира к странам мирового сообщества быть терпимее к восточным религиям оборачиваются пустословием. Мы оказываемся гораздо терпимее к мусульманам, чем они к нам. Чем это обусловлено? Ответ один, и уж очень набил оскомину – менталитет. Так от чего же одни расширяя рамки своего менталитета и становясь все более гуманными начинают страдать от призывающих к гуманизации, но остающихся все такими же нетерпимыми к своим соседям?
Кажется, что до нас сии волнения в полном масштабе не дойдут, а если и ответят на какую-нибудь неудачную русскую карикатуру мусульманским аналогом, то мы все поймем и посмеемся вместе мо всеми. Ведь на то она и карикатура, чтобы всем было смешно. Поймем все, ведь не зря Россия это страна, в которой родился КВН…